Какой пансионат Вы выбираете?
 
Locations of visitors to this page

Наши контакты: 720040 Республика Кыргызстан Бишкек ул. Московская 121.каб.1. Телефон : (8 10) 996 551 35 41 40 WhatsApp+996 551 35 41 40 e-mail:issyk-kul@lenta.ru

Курс валют
Погода в Кыргызстане

Наши партнёры

Лучшие пансионаты и
санатории на побережье
озера Иссык-Куль 2019 на официальном туристическом сайте: www.kyrgyzski.jimdo.com
ПО ЮГУ ИССЫК-КУЛЯ

В Бишкеке, на проспекте Жибек жолу( бывш  50-лет Киргизии), там, где он пересекает реку Аламедин, расположен автовокзал, откуда с  интервалами отходят на  Каракол (Пржевальск) комфортабельные автобусы, и маршрутные такси, здесь же стоянка междугородных такси, также отправиться на Иссык-куль, можно с Западного автовокзала. От Бишкека (Фрунзе) до  Каракола (Пржевальск) около 400 км (до 7 часов езды). Можно также проехать по железной дороге от Бишкека до Балыкчи   Однако поездка на автотранспорте  позволяет больше увидеть и для туристов предпочтительнее всего. Обратный путь из  Каракола (Пржевальска) лучше проделать на теплоходе, чтобы ознакомиться с горным обрамлением Иссык-Куля. Рекомендуется при выезде из Бишкека захватить с собой фрукты и овощи, так как в Прииссыккулье они поспевают значительно позднее, чем в Чуйской долине.

Река Чу (1028 км) берет начало в горах Центрального Тянь-Шаня, затем огибает отроги Терскей-Алатау и Киргизского хребта, через Боомское ущелье выходит в Чуйскую долину и теряется в песках пустыни Бетпак-Дала Камкалинским разливом. В 1930—1959 гг. было осуществлено большое ирригационное строительство: созданы плотины, водохранилища, ирригационные узлы и оросительные каналы (наиболее крупный — Большой Чуйский канал) и ряд гидроэлектростанций на них. Орошение преобразило знойную и безжизненную Чуйскую степь: на сероземах раскинулись виноградники, сады, бахчи, выращиваются свекла, хлопчатник, табак, кенаф и другие культуры. В условиях орошения сахарная свекла дает в Чуйской долине самые высокие урожаи в мире (до 1500—2000 ц с га). В Чуйской долине, включая Бишкек, живет более 1/3 населения Киргизии, находится около 1/3 орошаемых земель и производится около 2/3 промышленной продукции республики.

Вдоль шоссе густо расположены колхозные и совхозные поселки. В 20 км от Бишкека — поселок Кант (тюрк. “Сахар”). Здесь был построен в 1930 г. первый в Киргизии сахарный, а затем и цементный заводы. У селения Ивановка отходит шоссе к курортному поселку Иссыката (тюрк. “Отец тепла”), находящемуся в одноименном горном ущелье на высоте 1775 м; лечебные факторы — теплые источники, грязи и горный воздух. В Иссыкатинском ущелье сохранились высеченные на скалах буддийские надписи и изображение Будды: уже в VII в. здесь использовали минеральные источники для лечения, и даже еще совсем недавно в благодарность за излечение киргизы смазывали изображение Будды бараньим салом.

В 60 км от Бишкека шоссе проходит через зеленый город Токмак, раскинувшийся на берегу реки Чу среди садов и виноградников. После присоединения Киргизии к России Токмак недолгое время был уездным городом, но после наводнения в 1878 г., разорившего Токмак, уездный центр был перенесен в Пишпек (Бишкек). В советское время Токмак вырос в промышленный город с населением около 40 тыс. человек; здесь расположены консервный, сахарный, масляный и большой авторемонтный заводы.

В садах и кустарниках Токмака вдоль Чу весной заливаются соловьи.

За Токмаком долина суживается, шоссе идет вдоль берега реки Чу и проходит через Быстровку — центр Кеминского района. В 7 км перед Быстровкой по мосту через Чу налево отходит автодорога в долину реки Чон-Кемин, текущей между хребтами Заилийский и Кунгей-Алатау. Перед въездом в Боомское ущелье бьет источник, здесь автобусы обычно останавливаются.

Шоссе, поднимаясь на 260 м, тянется около 60 км среди обрывистых склонов Боомского ущелья; слева бежит навстречу порожистая Чу. Выше шоссе проходит железнодорожная линия, а над ней для защиты от камнепада В некоторых местах проложены один над другим три карниза-полки. Посреди ущелья через Чу переброшен Краснооктябрьский (или, как его еще называют, Красный мост, по которому шоссе переходит на правый берег. Скалистые горы по сторонам Боомского ущелья сложены изверженными породами — гранитом, порфиром и диоритом. Но вот кончилось Боомское ущелье, раздвинулись горы, впереди заблестела на солнце синева Иссык-Куля, а за озером встала высокая стена Терскей Алатау. Показались окраины Балыкчи (175 км от Бишкека) — центра Иссык-Кульского района.

Удобное местоположение у выхода из Иссык-Кульской котловины, на перекрестке дорог Центрального Тянь-Шаня, Прииссыккулья и Чуйской долины, у конечного пункта железной дороги и Иссык-Кульского пароходства, делает Балыкчи важным транспортным узлом Киргизии. Сюда стекаются потоки продуктов животноводства из Центрального Тянь-Шаня, зерна, картофеля, шерсти, кожи, мяса из Прииссыккулья и промышленных товаров из Чуйской долины. Город населяет более 28 тыс. человек, он вытянулся вдоль берега Иссык-Куля на 6 км, имеет пристань, крупные автобазы, элеватор, мясокомбинат, нефтехранилище, базы и склады торговых и заготовительных организаций; судоверфь выпускал теплоходы и баржи для речных пароходств Средней Азии. В Балыкчи сохранился и остаток старины: киргизское кладбище с узорчатыми глиняными мазарами (надмогильными сооружениями).

Река Чу, не дойдя до Иссык-Куля 4 км, поворачивает на юго-запад; сюда же от иссык-кульского шоссе в глубь гор отходит дорога на Центральный Тянь-Шань, к городу Нарын и озеру Чатыркель. В нескольких километрах от Иссык-Куля на реке Чу на высоте 1750 м вытянулось на 18 км Орто-Токойское водохранилище. Плотина высотой 58 м перегораживает ущелье Чу и задерживает около 500 млн. м3 воды, что

позволяет регулировать сток реки и увеличить площадь орошаемых земель в Чуйской долине более чем в 1,5 раза.

От Балыкчи до Каракола по южному берегу около 220 км. По выезде из Балыкчи шоссе пересекает сухое русло протока Кутемалды и идет вблизи от берега озера. Вокруг расстилается безводная каменистая предгорная пустыня. Щебенку и валуны покрывает черный, с металлическим блеском слой пустынного загара, придающий пустыне мрачный, безжизненный вид. Зеленеют только узкая прибрежная полоса вдоль Иссык-Куля и пойма Чу.

Дождевые потоки и реки снесли с гор и создали на приозерной равнине глинистые отложения кремовой, серой, малиновой и зеленоватой окраски. Реки легко размывают эти рыхлые породы, образуя узкие, обрывистые и труднопроходимые ущелья. Справа от дороги тянутся горы Чолома. Бесснежные мягкие зимы позволяют использовать территорию здешнего Иссык-Кульского района в качестве зимних пастбищ овец и коз.

Миновав селения Аколен, Оттук, им. Ворошилова, Улахол и Барбулак, дорога примерно в 50 км от Рыбачьего уходит в межгорную долину Улахол, отделенную от Иссык-Куля полосой предгорий — адыров Кызылту и Актерека, и только за селением Боконбаевское вновь выходит к озеру. Боконбаевское —  бывший центр животноводческого Тонского района.  Ранее здесь некоторые колхозы (например, колхоз имени Ленина) имели  более 100 тыс. овец. Неподалеку от Боконбаевского в заливе Тон  был расположен рыбоводный завод. На этом заводе из миллионов икринок ежегодно выводили  молодь османа и форели и выпускали ее в воды озера Иссык-Куль, к большому сожалению, сейчас об этом остались лишь добрые воспоминания.

Дорога вновь вырывается из межгорной долины на берег Иссык-Куля. После однообразной пустыни глаз радуют краски побережья: на золотистом песчаном берегу высокие кусты шалфея с пышными кистями лиловых цветов, яркая россыпь оранжевых ягод эфедры (кузьмичевой травы), а дальше сверкает солнечными зайчиками синева Иссык-Куля; замыкает картину круто вздымающийся за озером хребет Кунгей-Алатау.

От Боконбаевского до селения Чичкан дорога прижата невысокими предгорьями Чон-Курчак к самому берегу озера. Иногда над шоссе встают на несколько десятков метров обрывы из конгломератов и других озерных отложений. Эта узкая прибрежная полоса — наиболее посещаемый туристами и отдыхающими район южного побережья Иссык-Куля. Здесь возле селений Тамга и Барскаун раскинулись лучшие песчаные пляжи южного побережья; поэтому-то здесь и построены туристская база “Акчие” за Тоссором, на самом берегу озера, санаторий Министерства обороны в Тамге и поселковый дом отдыха в Барскауне. Обычно здесь же, у селений Тамга, Актерек (тюрк. “Белый тополь”), Дархан и Покровка, располагаются палаточные лагеря киргизских предприятий и учреждений.

От Тамги до Пржевальска селения расположены через каждые 3—5 км. Встречаются голубоватые поля опийного мака, усеянные бледно-сиреневыми цветами. Возле селения Барскаун от шоссе отходит автомобильная дорога, ведущая через перевал Барскаун к сыртам Арабели, Акшийрака и Карасая.

За селением Чичкан шоссе отдаляется от озера и приводит в крупное (около 10 тыс. жителей), основанное в 1873 г. русскими переселенцами, село Покровка — центр земледельческого Джетыогузского района. Здесь находятся административный корпус Физико-географической станции Киргизской академии наук (сама станция расположена в 28 км отсюда, в ущелье Чон-Кзылсу) и селекционная станция, занятая выведением сортов кормовых трав и корнеплодов, испытанием и введением в колхозную практику смесей однолетних и многолетних трав;

вблизи от станции — центральная усадьба овцеводческого совхоза Оргочор. Около Покровки на берегу Покровского залива — пристань и санаторий “Иссык-Куль” для легочных больных, а между Иссык-Кулем и шоссе возвышается на 400 м адыр Оргочор. Затрата 1,5—2 часов на подъем на гребень адыра вознаграждается великолепной панорамой Иссык-Куля в обрамлении горных хребтов, особенно хороши вечные снега Терскей-Алатау и синеющие вдали за озером в дымке обрывистые склоны Кунгей-Алатау.

От Пржевальска в сторону Покровки на протяжении 15 км шоссе представляет сплошную аллею из пирамидальных тополей. Здесь много садов и возделанных полей, колхозные и совхозные поселки Оргочор, Шалба и Ирдык расположены на самом шоссе. Между Шалба и Ирдыком шоссе пересекает дорогу, ведущую на север к Иссык-Кулю, а на юг к курорту Джетыогуз.

(Историческая справка)