История возникновения курорта на Иссык-куле |
Озеро Иссык-куль, и его уникальные природные климатические условия с начала двадцатого века, стали рассматриваться как место для массового отдыха, с перспективой использования этих ресурсов не только для Киргизии и близлежащих соседних Азиатских Республик, но и как курорт всесоюзного масштаба, наравне с другими уже известными курортами страны, такими как Крым и Кавказ. Использование курортного потенциала озера Иссык-куль, входило в комплекс программ развития всей Киргизской АССР, на тот момент молодой, только образовавшейся Республики, чей экономический потенциал, сильно отставал от других регионов Советского Союза. Задача организации курорта на Иссык-куле, ставилась на одном уровне с решением скорейшей реализации других народнохозяйственных планов, в области промышленности, животноводства, растениеводства, добычи полезных ископаемых, ликвидации безграмотности, культуры, медицины, и других. Советский Союз огромная страна, занимающая бескрайние просторы двух континентов, но большая часть территории, расположена в относительно суровых широтах. Во всем государстве с многомиллионным населением всего несколько мест, где есть морские курорты, и практически все освоенные, уже известные, находятся и сосредоточены в европейской части страны. Жителям средней Азии и Сибири, они не доступны по причине большой удаленности, и положением дел в транспортной инфраструктуре тех лет. А на Иссык-куле в самом сердце Азии, присутствуют все условия для организации настоящего, полноценного, курортного морского отдыха, несмотря на то, что по законам географии Иссык-куль является озером, в этом и состоит, еще одна, его уникальность. Основатель Кыргызской государственности, первый председатель совета народных комиссаров Киргизской автономной Республики, Юсуп Абдрахманов, малой Родиной которого был Иссык-куль, уделял особое внимание вопросу развития курортной зоны на Иссык-куле, так как это был еще один вклад, который могла внести молодая неокрепшая Республика, в общее развитие СССР. Ю.Абдрахманов, уже тогда видел контуры республиканского народнохозяйственного комплекса, и понимал какое значение, будет играть в нем, создание на озере Иссык-куль, курортного кластера, который и в нынешнее современное время, является одной из немаловажных статей, дохода Кыргызстана. В 1926 году, в постановлениях III-сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XII созыва, где Абдрахмановым решался вопрос о преобразовании Киргизской Автономной области, в Киргизскую Автономную Республику, Центральным Исполнительным Комитетом( ЦИК), был заслушан доклад Киргизского областного Исполнительного Комитета, по преобразованию области в Киргизскую Автономию. Всероссийский ЦИК, на ряду со многими другими положениями, касающихся вопросов, по линии советского, хозяйственного и культурного строительства новоиспеченной Республики, постановил:
5) Отметить что Кргизия имеет большие возможности в отношении добывающей и обрабатывающей промышленности, а также развития горно-курортного дела.
Постоянно обивая пороги больших кремлевских начальников, Великий Юсуп доказывал и убеждал их в том, что курортный потенциал Киргизстана, требует особого внимания, так как имеет огромную перспективу. Так результатом его насточивой борьбы с бюрократами в Москве вышло долгожданное решение, открывающее для Республики новое экономическое направление. В документах от 31 мая 1930 года Совнарком РСФСР(куда на тот момент входила Киргизия как автономная Республика) по отчету Совнаркома Кирг. АССР, принял постановление «О хозяйственном, и культурном строительстве и перспективах развития Киргизской АССР» В пунктах 7-10, в которых речь идет о мероприятиях по народному образованию и здравоохранению поручено: Наркомздраву РСФСР, в связи с окончанием строительства Туркестано-Сибирской железной дороги предложено «обратить особое внимание на развитие курортов Киргизии…. И предусмотреть в контрольных цифрах 1930-31гг. соответствующие ассигнования». Это давало ощутимый толчок в реализации планов по организации во всей Киргизии, курортных объектов, где основным центром этого процесса, на который ставился особый акцент, являлся конечно же Иссык-куль. Постепенно на берегах горного озера, стали массово появляться санатории, лечебницы, пансионаты, дома отдыха, и детские оздоровительные учреждения. Многие министерства, ведомства, предприятия, организации, находящиеся за территориальными границами Советского Киргизстана, имели свои собственные санаторно-курортные объекты.
Позже, в суровую годину, во время Великой Отечественной Войны, когда шла эвакуация раненных в глубокий тыл страны, в Среднюю Азию, Киргизия, на ряду с другими Республиками, смогла принять сотни тысяч раненных в своих лечебницах и курортах. Дальше в мирное вемя, в пятилетние планы развития страны, стали включать строительство на горном озере, новых здравниц. Например, строительные и проектные организации Киргизской Советской Социалистической Республики, наряду с Союзными научно-исследовательскими институтами, в середине 60-х годов, подготовили одобренный государственными планирующими и строительными организациями, технико-экономический план, включающий в себя развитие Иссык-кульской курортной области на два десятилетия вперед. Это была впервые, в масштабе Советского Союза работа, в которую вовлекался потенциал промышленности, электроэнергетики, госстроя, сельского хозяйства, транспорта, водных ресурсов, и здравоохранения в комплексе, и на долгосрочную перспективу. Все эти силы и ресурсы были мобилизованы и подчинены интересам обеспечения трудящихся, санаторно-курортным обслуживанием, тем самым реализуя, не на словах, а на деле, закон о праве человека на отдых.
Первые курорты на озере Иссык-куль 20-е 30-е гг.
Строительство пансионата Рохат 70-е годы.
Юсуп Абдрахманов использовал любое направление в экономике, которое могло бы внести лепту в народно-хозяйственный потенциал молодой Киргизии. Издревле кыргызы рождались и умирали на коне. Лошадь это верный друг кочевника, это вся его жизнь, и где как не в Киргизии развивать коневодство, и не просто коневодство, а именно его племенное производство. Юсуп Абдрахманов сам вырос в седле, был большим любителем лошадей и отличным наездником, не упускал ни одну возможность, лихо промчаться на резвом скакуне, своих сыновей, с детства приучал к езде верхом, младший сын Алибек, уже в детском возрасте стал жокеем. В одной из записей в его знаменитом дневнике, есть такие строки:
«С 11 часов утра поехал верхом за город, побывал на ипподроме и госконюшне. На Сусамыре, на этом великолепном ахалтекинце сказалась вся моя киргизская натура, натура дикаря, выросшего на коне. Ездил немного - всего 3 часа. Но за эти 3 часа я отдохнул так, как этого не бывает за три дня езды в роскошном международном вагоне...»
Абдрахманов, бывая часто в командировках по делам Республики, в больших центральных городах, посещая ипподромы и племенные заводы, мечтал чтобы на его Родине в Киргизии, тоже развивалось коневодство, которое будет дополнительной отраслью в развитии животноводства. В одной из таких командировок, побывав на Московском ипподроме, он сделал запись в своем дневнике:
"Был на скаковом ипподроме. Хороший ипподром. Лошади великолепные. Украина берет, а Ташкент плохо, на последнем месте. Нужен был такой ипподром на окраинах, там, где есть коневодство. Такие ипподромы на местах имели бы огромное воспитательное значение, а здесь - поле сражения бездельников на тотализаторах. Не умеем целесообразно тратить деньги."
Так по инициативе Ю.Абдрахманова, в Чолпон-Ате, в условиях крайне ограниченных возможностей, используя мощности и ресурсы хозяйств Иссык-кульского кантона, начал создаваться свой конезавод. Руководителем этого завода, был назначен Л.Л. Рапопорт, кавалерист, герой гражданской войны. На плечи этого человека, была возложена ответственная задача, организовать одно из первых социалистических хозяйств Киргизии, государственный конезавод, которому был присвоен №54. На базе Иссык-кульского конезавода, началось строительство ипподрома. Также Абдрахмановым было дано поручение, о строительстве ипподрома, в столице Киргизии городе Фрунзе. Ранее в далеком 1922 году, когда была предпринята первая попытка по созданию государственности, на легендарном, первом подготовительном съезде, по выделению Горной(каракыргызской) области, в составе Туркестана, с приветствием к делегатам съезда, от имени облисполкома обращался Юсуп Абдрахманов. Одним из 7 вопросов включенных в повестку дня, 20-летний Юсуп Абдрахманов, являясь, одним из огранизаторов этого исторческого, для Кыргызстана события, инициировал рассмотрение вопроса, о развитии коневодства в северных районах Киргизии.
Выводка жеребцов производителей на торжества 1-го мая 1930 г. Иссык-куль г. Чолпон-Ата
Племяматки завода на выводке 1-го мая 1930 года на ипподроме завода. Иссык-куль г. Чолпон-Ата
Ипподром на Иссык-куле, в городе Чолпон-Ата, наши дни.
Одна курортная история
Однажды в начале тридцатых годов в Киргизию в отпуск, приехали московские друзья Юсупа Абдрахманова, из ближайшего окружения Владимира Маяковского, известный литератор Осип Брик, со своей супругой Евгенией Соколовой. Так случилось, что Юсуп Абдрахманов, в виду большой занятости делами государственной важности, не мог находиться рядом с гостями, и поручил организовать их отдых на озере Иссык-куль, Л.Л.Рапопорту. Об этом далеком событии, увлекательно пишет в своей книге «Лиля Брик-жена командира», Маяковсковед, и основатель научного знания «Бриковедение», писатель из Астаны, Анатолий Васильевич Валюженич. Из его произведения, написанного на основе документальных свидетельств, (переписки Осипа Брика, Е.Соколовой со знаменитой Лилей Брик) можно узнать, как проходил их отпуск на Иссык-куле, какие впечатления у них складывались от отдыха на озере Иссык-куль, и как они сами того не ведая, оказались одними из первых туристов на озере Иссык-куль, к тому же, сделавшими невероятную рекламу Иссык-кулю, которая и по сей день, остается актуальной.
Из книги А.В. Валюженича " Лиля Брик- жена командира"(первая часть дилогии" Пятнадцать лет, после Маяковского")
(38) О.Брик, Е.Соколова—Л.Брик
В этом зданьи Юсуп, но его на этой карточке не видно, Очень крепко целуем
(39) Л.Брик —О.Брику (Свердловск-Чолпон-Ата. 15 августа 1931г.)
Кислит! Сегодня послала Юсупу «молнию»,- куда же ты делся?! Ужасно беспокоюсь. Твоя (киса-рис.)
Я все-таки, 23-его поеду в Москву без Виталия- у него с 24-ого 1-ого все время разъезды, и мне сидеть одной бессмысленно, а ездить с ним чересчур утомительно. Посылаю тебе Левино письмо с московскими новостями. Два дня тому назад, мне звонил в 3 ч. ночи Катаньян о том, что от тебя есть телеграмма, что вы замечательно живете у Рапорпорта- у меня от души отлегло- в Свердловске я от тебя ничего не получила, и Юсуп тоже не ответил на мою телеграмму. Теперь все в порядке………
(43)Л.Брик-О.Брику (Свердловск-Чолпон-Ата,24 августа 1931г.)
Ужасно противно писать в уверенности, что до тебя ничего не доходит. Вася позонил что ты беспокоишься. Опять послала две срочных-одну Юсупу, вторую тебе. «Молнии» ни за что не принимают-нужна сопроводительная бумажка от Штаба что телеграмма деловая………….. Я здорова в хорошем настроении. Обидно только что ничего о тебе не знаю. Из Москвы напишу. Ужасно люблю тибе. Крепко, крепко целую. Целую Женю. Как ей нравится экзотика?
(47) О.Брик-Л.Брик (Чолпон-Ата- Москва, 9 сентября 1931г.)
Только что получил твое письмо от 30.08. и поражен твоей несправедливостью. Я можно сказать засыпал тебя молниями и срочными, и ты смеешь мне говорить, что я тебя не люблю. Что я тебя бросил!!??! Теперь все выяснилось и я пишу тебе письмо. Интересно, когда оно до тебя дойдет?! Киса!
Совершенно не курортная история
Так с завершением бархатного сезона на озере Иссык-куль, закончился отдых Осипа Брика и его супруги Л. Соколовой, в приветливой, благополучной, и сытой Киргизии, и они в конце сентября, отбыли в Москву. А в это время, в других частях необъятной страны, уже стали стремительно разворачиваться события, которые привели к катастрофе огромного масштаба, с миллионами человеческих жертв. На Украине, в Казахстане, в Закавказье, и многих других регионах cтраны Советов, произошел массовый голод. Это был результат, бездарной сталинской политики, называемой коллективизация. Повсеместно были установлены драконовские планы, заведомо реально невыполнимые, по сбору зерна в закрома Родины, которые и привели к массовой гибели людей. Но не обоснованным будет винить, одного Сталина в этом преступлении, когда в государстве, где декларируемо, все «делалось» для блага, трудящегося человека, лишились жизни миллионы, ни в чем не повинных граждан. В равной степени, за это ответственны, и руководители на местах, которые спасая свою шкуру, не думая о людях и последствиях, выполняли любые приказы и указания, спускаемые с центра. Беда пришла и в Киргизию, все должно было разворачиваться по аналогичному сценарию, Республика как все, была обречена, и стояла на краю пропасти. Для Киргизии также был уготован, такой же смертельный загон, такие же невыполнимые планы по сбору зерна и мяса. И надо признать то, что многие ответственные работники в Республике, готовы были броситься претворять их в жизнь, что неминуемо привело бы к ужасающему количеству смертей, от голода. Но их всех остановил Юсуп Абдрахманов. Он просчитал, что такая ситуация с продовольствием, неизбежно произойдет, еще за несколько лет до голодомора, и открыто и честно доказывал, бил во все колокола, заявляя о том, что проводимая центром политика, это столбовая дорога к неминуемой катастрофе. Ни в Киргизии, не в Ташкенте(СредАзбюро- промежуточный центр) ни в Москве, среди руководителей, он не находил поддержки и понимания. Напротив Абдрахманову в одиночку, приходилось вступать в прямую, открытую конфронтацию, со своими коллегами и начальниками. Никто из руководителей во Фрунзе, далее по инстанции по восходящей, от Ташкента где заседали "вожди Средней Азии", до кремлевских небожителей в Москве, не осмеливался пойти против Сталина. Не отставали в Киргизии, от выбранного партией курса, и мелкие начальники первичного и среднего звена, по своему его интерпритируя. Зомбированные мощной пропагандой, они были намерены обогнать в достижениях своих руководителей, дающих им невыполнимые планы. Так в Узгенском районе, в селе Кызыл –Туу председатель cельсовета не гнушался применять физическую силу против дехкан, избивая их прилюдно камчой. В Таласском районе некто Меер, в отношении нерадивых сдатчиков зерна, применял гнусные методы воздействия, раздевал провинившихся догола, гоняя их по кишлаку. В Кызыл-джарском районе один ответственный работник заставлял дехкан, на одной ноге, часами смотреть на палящее солнце. Также в соседней Казахской Республике по материалам спецсводок секретно-политического отдела ОГПУ СССР о недостатках в уборке хлеба и ходе хлебозаготовок в Казахстане на 25 октября 1932 г. можно найти подобные документальные свидетельства: "В отдельных районах при проведении хлебозаготовительной кампании вновь отмечены перегибы и недопустимые методы понуждения колхозников и единоличников к сдаче хлеба. Зафиксирован ряд случаев избиения и запугивания колхозников, дачи им твердых заданий и т.д. Можно привести еще много фактов, как вся страна была охвачена, словно одурманенная, выполнением директив вождя. Цена, которую придется в скором за это заплатить, мало кого интересовала.
Какие настроения были в это время, среди простого населения, можно понять ознакомившись с одним документом того времени, который красноречиво свидетельствует о положении дел.
Некто Б. Турусбаев, кстати работающий рядовым, штатным пропагандистом, в парторганизации уже упомянутого выше, Рапопортовского конезавода №54 Иссык-кульского района , названный в документе выразителем «абдрахмановской теории» в 1933 году, обратился с письмом к И.В. Сталину. Этот исторический документ, по восточному колоритный, своей наивностью и простотой, чем то напоминающий письма товарища Сухова, из знаменитого фильма "Белое солнце пустыни", стоит того, чтобы привести его полностью без сокращений.
Дорогой товарищь Сталин!
Пишу Вам из далекого востока, из Киргизии. Прежде чем изложить Вам суть моего обращения, тороплюсь послать Вам глубокий коммунистический привет, и искрене желаю Вам здорового долголетия и барометрического направления Вашей руки к тому, к чему мы обращены и идем. Иосиф Висарионович! Разрешите получить у Вас ответ и соответствующие освещение следующих мелких вопросов, помимо таких как революция, государство, классы, партия, индустриализация и коллективизация. Вы кажется были в Туркестане, но Киргизию не разу не посетили, хотя знаю, что Вы лучше знаете жизнь и обстановку в Киргизии, чем какой либо туземец.
Забегая немного вперед, вновь в последний раз, упомянем Иссык-кульский конезавод №54, а точнее, снова его директора Л.Л. Рапопорта. Который тоже как и все, когда пришло время, правильно понимая текущий момент, и курс партии, по своей воле или нет, принимал участие в истерии, развернутой над Ю. Абдрахмановым, ведь команда "фас", была отдана из кремля, лично его хозяином. Представленный фотодокумент, ярко свидетельствует духу того времени, той атмосфере, которая царила в Киргизии, да и во всей Советской стране в целом. В газетной статье Рапопорт, по всем правилам жанра тех лет, пропитанным «лизоблюдством и шельмованием», отмечает свои ошеломительные достижения в развитии коневодства, под началом недавно назначенного председателя компартии Киргизстана М. Белоцкого, и разумеется что они, могли бы быть еще выше, если бы не прежнее руководство, в лице председателя СНК Абдрахманова, который по словам автора статьи, оказывается отрицательно относился к развитию коневодства, и что классовый враг, использовал абдрахмановщину, для совершения своих вредительских дел. Пока еще, это было то не долгое время, которое называют «вегетарианским периодом», через два года в республике, М.Белоцкий, как и его коллеги по всему СССР, по приказу «чудесного грузина», развернут кровавую бойню. Сам Белоцкий угодит в точно такую же яму, которую он рыл для других. "Святое место пустым не бывает", продолжать начатое дело будет, другой сталинский ставленник М. Аммосов, который ни в чем, не будет уступать своему предшественнику, и который также через 240 дней, после своего назначения, окажется в жерновах, такой же кровавой мясорубки, в которую он с остервенением отправлял невинных людей.
Из записей в дневнике Ю. Абдрахманова:
" Скандальное заседание бюро ОК. Обсуждался хлебный вопрос. До сих пор мы снабжали гарантированно290 тыс. едоков, а Средняя Азия установила 130 т. едоков. Сократить количество снабжаемых хлебом едоков до цифры Средней Азии, следовательно, сорвать все строительство в Киргизии. Я восстал против сокращения до Среднеазиатских цифр, говоря о возможности сокращения и то со скандалом на 60-70 т. человек, т. е. всех членов семей сезонных рабочих и часть сезонных рабочих, а исполбюро обкома считает неудобным не выполнить директивы Среднеазиатских органов. Как назвать это? Трусостью или глупостью? Ни к чему не пришли. Я обещал им дать точный подсчет к чему приведет подобное сокращение. .
" С хлебом получается испанская экзекуция над республикой. Пробовал еще раз убедить Исакеева, что пойти на это невозможно, но безрезультатно. Пробую убедить членов бюро, но если... Тогда одному придется драться перед Ташкентом и даже Москвой. Жалко республику, жалко потому, что нет людей, способных до конца драться за ее интересы, за ее неоспоримые права."
Тогда Абдрахманов, взяв всю ответственность на себя, принял смелое и волевое решение- прекратить сбор зерна в Республике, разбронировать неприкосновенные запасы хлеба, для того чтобы спасти голодающих беженцев из Казахстана, которые чтобы выжить, прибывали и прибывали в Киргизию.
В своем дневнике Юсуп Абдрахманов отмечал:
"...Около Фрунзе вырос 2-й город - город юрт казахских граждан, переселившихся сюда от... голода и нищеты. Это результат работы Филиппа (Ф.Голощекин) только ли его? У Маркса есть замечательное указание: Капиталистические развитые страны с его, капитализма, болезнями (разорение народных масс, кризис, безработица и т. д.) только показывает будущность тех стран, которые идут к этому. Так не показывает ли участь казахов и будущность киргиз? Похоже на то. Сегодня даже упрямо глупые люди признают, что 32 год даст еще сокращение поголовья стада. Шахрай шлет телеграммы с просьбой отсрочить убой скота, т. к. это даст 150 тысяч (скромный подсчет) приплода, прироста. А ведь он публично прорабатывал меня в правом уклоне за то, что я доказывал, что и мясозаготовки влияют на сокращение поголовья животноводства. Факты делают умными даже безнадежных глупцов."
Благодаря той твердой, гуманной позиции, которую в одиночку занял Абдрахманов, и его решительным действиям, Киргизия была спасена от голода, а также Республика смогла спасти по разным оценкам, свыше сотни тысяч, умирающих от голода беженцев, из соседнего Казахстана, среди которых, уже отмечались факты людоедства. Дневник Юсупа Абдрахманова попал лично в руки к Сталину. Сталин прочитав дневник, дал письменное указание, всем членам политбюро, Молотову, Калинину, Ворошилову, Орджоникидзе, Кагановичу, Микояну, Андрееву, ознакомиться с документом, и по прочтению, вернуть дневник ему обратно. Указание хозяина, было исполнено каждым неукоснительно, а дальше были сделаны оргвыводы, и последовали соответствующие действия. Что в то время означало не выполнить приказы "отца народов", долго объяснять не надо. Юсуп Абдрахманов был снят с занимаемой должности, навсегда исключен из партийных рядов, в республиканских и союзных газетах, началась его травля, в оборот было введено понятие "абдрахмановщина" и впоследствии с ним расправились как положено, пытая перед казнью, все ему припомнив, и приклеив: и разбазаривание хлеба, и шпионаж с национализмом, сепаратизм, троцкизм, и ведение антисоветского дневника- который в народе называют "Неизвестная поэма о любви и Революции"
Неизвестный Турксиб
В этом 2020 году, в конце апреля, исполняется ровно 90 лет, со дня смычки Туркестано-Сибирской магистрали.
Вопрос строительства железнодорожной магистрали соединяющий Восток империи с Сибирью поднимался в государстве более 50 лет тому назад. Царской России необходим был путь, благодаря которому власть могла усиливать свое влияние на новых территориях. В течении полувека проводились обсуждения этого проекта, время от времени изыскательские работы, но понимание значимости и жизненной насущности данного вопроса, его перспектив, полностью отсутствовали в умах государственных министерств, не позволяя просчитать экономический эффект от вложенных финансовых затрат. Как раз они, а точнее сумма капитало-вложений и останавливали, не давая реализоваться в масштабе этому процессу. Вялотекущими темпами к 1912 году акционерное общество Семиреченской железной дороги начало прокладывать рельсовый путь от станции Арысь до Бурное. Этот отрезок имел 237 километров и являлся решением задачи в усеченном, крайне ограниченном виде которая к тому же свернулась, с началом ввязывания России в первую мировую войну. Средняя Азия находилась в экономическом тупике и вопрос изменения этого положения, приобретал все большую значимость. Юсуп Абдрахманов понимал что транспортные пути являются венами экономики, а железнодорожная магистраль это кровеносная артерия государства. К 1924 году он добивается прокладки рельсовой колеи до Фрунзе. Но Юсуп не останавливается на достигнутом, и когда через небольшой промежуток времени, остро назрел вопрос по соединению Средней Азии с другими частями Советского союза, он явился одним из тех инициаторов, кто вновь предложил возродить план строительства железнодорожного полотна между Туркестаном и Сибирскими регионами, где северная часть Киргизии находилась бы на магистральном пути. Таким образом город Фрунзе, который не имел дальнейшего железнодорожного продолжения, становился бы отправной точкой начала строительства магистрали, а также транспортным узлом, между европейской частью страны и азиатской Сибирью. Наметившееся реализация плана, получило название Туркестано-Сибирирская железнодорожная магистраль, сокращенно Турксиб. Турксиб был не только основным проектом первой пятилетки в СССР, на ряду со строительством ДнепроГЭса, но и грандиозной стройкой в масштабе всего человечества, того периода. Весь мир с интересом наблюдал как новое социалистическое государство рабочих и крестьян приступило, к свершению мирных героических трудовых подвигов. В проекте который отстаивал Адрахманов, было три направления прохождения железной колеи по территории Киргизии и Казахстана.
Первый –Кастекский, (самый благоприятный для развития экономического потенциала Киргизии, Казахстана и западной Сибири. Он начинался от города Фрунзе, имел продолжение в Восточном направлении до города Токмак, далее в районе Кемина, преодолевая горный массив он выходил через Узунагаш к Алма-Ате. Этот вариант, сразу же первую очередь был отвергнут, проектировщиками Наркомпута, по причине его сложности, но нужно еще раз подчеркнуть что данный вариант был самым выгодным с экономической точки зрения для двух Республик и западной Сибири.) Также существовал и четвертый вариант, это Чокпарский маршрут, где железная дорога, проходила только по территории Казахстана, от станции Луговая, по малоосвоенным, неплодородным, полупустынным и степным землям, с низкой плотностью населения, и к тому же удлиняющему путь от двух столиц соседних Республик Алма-Аты и Фрунзе, между которыми 250 километров, еще на дополнительные 300 километров. Данный маршрут также был сопряжен трудностями заправки паровозов водой, но нужно отметить что он имел и свою привлекательность, для некоторых чиновников задействованных в строительстве. Заключалась она в том, что этот путь был менее затратным и сокращал общую длину Турксиба от Ташкента(столицы Средней Азии) до Новосибирска на "несколько" километров, а также были бы уменьшены общие сроки окончания строительства, на которые Политбюро ставило особый акцент. Стоимость этого варианта, по расчетам и заверениям НКПСС была на 26 млн. рублей ниже, чем Курдайский проект.) Все проходило по замыслу Юсупа, где магистраль шла по плодородным районам Семиречья Киргизской и Кзахской автономий. На декабрьском заседании, в своем постановлении Совет Труда и Обороны зафиксировал необходимость сооружения в пятилетний срок Туркестано-Сибирской дороги с примыканием ее к существующим железным дорогам в Семипалатинске и Пишпеке (Фрунзе) Этот законодательный акт был основанием для строительства Турксиба. Уже через два месяца на принятом директивой правительства решении, в целях скорейшего создания, и приступлению к началу работ, Наркоматом путей и сообщений в феврале 1927 года, было создано управление по постройке Турксиба. Также при совнаркоме РСФСР был создан комитет содействия Турксибу, во главе заместителем председателя совета народных комиссаров РСФСР, Тураром Рыскуловым. Помимо данных структур управления, находящихся в Москве, было организованно два местных управления, одно в Киргизии во Фрунзе и второе в Семипапатинске в Казахстане, так как строительство должно было начаться одновременно с юга и севера на встречу друг другу. На всем протяжении пути где пройдет магистраль, было решено сразу же создавать и подготавливать инфраструктуру. Нужно еще раз отметить что одним из не мало значимых условий, в реализации всей задачи строительства, были сроки ее окончания. Как уже отмечалось выше, Сталин и политбюро ставили перед организаторами, жесткие временные рамки. На стадии когда уже необходимо было приступить к началу строительных работ Комитет строительства Турксиба, внезапно полностью меняет план и выносит решение в пользу Чокпарского варианта. Рыскулов возглавляющий комитет содействия, в корне изменил свои взгляды и встал на сторону Чокпара. Одним из обоснований такого решения стал перевес важности транзита, над освоением и развитием сопрягающихся с магистралью территорий, и значительные технические трудности, представляющие переход через горный хребет Чу-Илийский Алатау, разделяющий бассейны рек Чу и Или. Также важным обстоятельством повлиявшим на решение комитета, явилось и то, что исследовательскими организациями геолого-технического подразделения академии наук, в течении весенне-летнего периода 1927 года, были найдены источники воды, пригодные для заправки паровозов, на Чокпарском направлении. Руководством страны для начальника Иванова, товарищу Владимиру Сергеевичу Шатову, были даны специальные условия и полномочия. Кстати для справки, ранее в 1907 году Шатов эмигрировал в США где почти десять лет, жил в Нью-йорке. Шатов мог без согласования сверху распоряжаться кредитом, приобретать имущество, набирать технических сотрудников, нанимать рабочую силу, гужевой транспорт, взаимодействовать со всеми учреждениями и организациями страны. Возмущению присутствующего Иванова не было предела, такого поворота событий он не ожидал. Являясь и честно считая себя, не только управляющим строительства но и убежденным коммунистом ответил отказом от идеи эксплуатации рабочих путем выплаты им довоенной заработанной платы. Аргументы Гальперштейна, полностью изменили поддержку комитета содействия Чокпаркому варианту. Членов комитета стали подозревать в необоснованных тратах и отказывались санкционировать проект Чокпар. Вместо этого снова была сформирована очередная комиссия под командованием Эссена из Госплана для рассмотрения заявлений и встречных претензий каждой из сторон, которая была равномерно разделена между центральным и региональным представительством, и они предоставили свой отчет менее чем через неделю,, выступив на сторону Киргизии по многим вопросам, утверждая, что Турксиб, действительно намеревался переплатить за флот, вариант Чокпара будет стоить всего на 10, а не на 26 миллиона рублей дешевле, чем Курдай, и этот Курдай будет гораздо легче и выгоднее развивать в экономическом плане, и что сроки его строительства будут дольше всего на год, а не на три с половиной – четыре как утверждали в НКНСС. Однако в конечном итоге комиссия все же опять квалифицированно кивнула Чокпару, исключительно на том основании, что это сократит время строительства железной дороги. Заключение этой Эссенской комиссии, никого не удовлетворило. Иванов решительно не согласен с предложениями по сокращению затрат на рабочую силу и оспаривает расчеты комиссии. Гальперштейн был озадачен заключениями комиссии, поскольку она в основном согласилась с его докладом и все же выбрала Чокпар. Несмотря на то, что он позволил себе грубый комментарий о быстро испаряющемся бюджетном преимуществе Чокпара («Кажется, мы были в два раза правее администрации строительства»).
Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло мурло мещанина. (Меня не поймаете на слове,
Петиция Абдрахманова в Комитет Труда и Обороны вызвала их слушания, в то время как Всесоюзный Госплан и Советский Сельскохозяйственный банк рассмотрели решение в начале октября и поддержали киргизскую петицию за Курдай. Без сомнения, будучи сбитым с толку всеми противоречивыми утверждениями, правительство из-за энергичных возражений Наркомпута, опять назначило новую комиссию во главе с заместителем председателя Совнаркома Лежавой для окончательного вопроса. Лежавская комиссия собрала ряд секций Госплана для рассмотрения противоречий и пришла к выводу, что Чокпар будет дешевле и быстрее построить. От комиссии возглавляемой Лежавой другого ожидать и не стоило, он никогда не утруждал себя глубоко вникать в вопрос. Характеристикой этого чиновника красноречиво служила его позиция, на совещании по национальному вопросу, когда Лежава с ироничной пренебрежительностью отнесся к обоснованным требованиям Башкирии обеспечить ее ж.д. сообщением, заявляя что Вам в Башкирии хоть весь годовой бюджет СССР предоставь, и вам все будет мало.
3 ноября 1927 года высший совещательный орган страны принимает решение. Политбюро собрало не менее пяти чиновников, чтобы рассмотреть спор о Чокпаре и Курдае. В конце концов, Политбюро также подтвердило выбор Чокпара. Это решение, однако, не было полной катастрофой для Абдрахманова. Правительство приказало Наркомпуту «построить железнодорожную ветку» к Токмаку и далее к озеру Иссык-Куль, «если это возможно». Этот приказ в котором дополнительно прозвучало « и далее к озеру Иссык-куль» был еще одной победой Юсупа. Окончательное строительство железнодорожного сообщения до Иссык-куля, произойдет когда с Юсупом уже расправятся и его не будет в живых, но это без всякого сомнения его проект, и это его победа, дорожная карта строительства была у него в руках. Сейчас же, когда Абдрахманов вот-вот приступит к реализации строительства Токмакской ветки, обозленные деятели всех рангов, начиная от политбюро, ЦК, особенно Наркомата путей и сообщений а также других ведомств, еще не раз вставят Абдрахманову палки в колеса, и замечательно то, что дневниковые записи Юсупа позволяют достоверно знать, как дальше продолжался поединок за строительство теперь уже Токмакской ветки, хотя казалось бы само политбюро во главе со Сталином дали на это добро. Но и в этой трудной борьбе Абдрахманов окажется победителем.
Через много десятков лет, западные ученые-историки исследовавшие все этапы строительства Турксиба напишут: Мобилизовав антиимпериалистическую риторику и упрямо следуя всем доступным ей бюрократическим маневрам, крошечная только появившаяся на свет автономная республика Киргизия во главе с 26 летним парнем, сразилась с могучим Наркомпутом, близким к ничьей. Идея противодействия промышленному министерству была бы нелепой для царского министра и была бы нелепой для советского народного комиссара к концу 30-х годов. То, что киргизы добились этого успеха, должно озадачить тех, кто видит только расчет власти в советском промышленном планировании. Ясно, что способность мобилизовать основные убеждения режима, такие как антиколониализм, была важной составной частью советской политики. Более того, Абдрахманов заверил, что победа Наркомпута на Чокпаре будет пирровой. Мало того, что конфликт задержал строительство на два месяца, когда скорость завершения проекта была одним из главных условий, теперь бухгалтерия Турксиба стала предметом пристального внимания на высших уровнях партии и правительства. Когда в марте 1928 года Турксиб представил колоссальный окончательный бюджет в 197,5 млн. рублей, власти не были склонны к пониманию и доверию. Еще до этого представления Комитет по труду и обороне предупреждал, что «уже были просчеты в первоначальных расчетах стоимости железной дороги Турксиб. Согласно заявлениям отдельных специалистов, эти просчеты очень велики». Теперь Рабкрин, главный инспектор правительства по промышленности и управленческому делу, поставил всех ответственных за реализацию проекта Турксиб в известность о том, что они будут тщательно проверять их эффективность. Киргизия, возможно, не получил Курдая, но они получили свой фунт мяса.(«свой кусок пирога») В дебатах о планировании большая часть риторики о слиянии и взаимодействии местных и национальных интересов оказалась несостоятельной. Не только Фрунзе, но и другие области, такие как предгорный Восточный Казахстан, были принесены в жертву тому, чтобы построить более дешевую железную дорогу. Несмотря на заверения об обратном, советское правительство хотело построить Турксиб, чтобы обеспечить сырьем его центральную текстильную промышленность. Для этого ему нужна была транзитная линия, которой Наркомпут безжалостно жертвовал местными интересами. Это пахло империализмом, выглядело как империализм и шло как империализм – Ю. Абдрахманов даже хотел назвать это империализмом.
Представители Комитета администрации Турксиба и Наркомпут, в этой истории больше беспокоились о том как сохранить свое лицо, нежели о интересах всей страны. Влезая в эту игру, они не предполагали чем все это обернется для них, и какими последствиями все закончится. Данный спор получил широкий общественный резонанс всесоюзного масштаба, освещаемый прессой. Так как обратного пути у них уже не было , они использовали все возможные рычаги, цепляясь за соломинку, придавая великое значение несуществующим аргументам, включая личные связи на самом верху партийного руководства, склонив на свою сторону таких как Лазарь Каганович. Также они не гнушались вводить в заблуждение отстаивая свой проект, устрашая неимоверными трудностями а порой и невозможностью реализации иных вариантов, пугая огромными затратами на ряд многокилометровых тоннелей в непреодолимых ущельях, не только на Курдайском, и Кастекском маршрутах, но даже в последствии после получения приказа политбюро, на Иссык-кульском маршруте в Бооме, называя его не целесообразным, авторитетно рекомендуя получше организовать имеющееся автодорожное сообщение Все делалось намеренно и согласованно для того чтобы не прошли предложения Абдрахманова, все чтобы затормозить строительство дороги до Иссык-куля. В своих заказных статьях о правильности выбранного Чокпарского маршрута, привлеченные Наркомпутом эксперты-борзописцы, описывая разразившийся конфликт всесоюзного масштаба, использовали таки эпитеты, как «произошел фетишизм магистрали». Директора строительства поставили себе в заслугу возможность строительства Токмакской ветки, не упоминая о том что это Киргизия, действия Абдрахманова и его госплана с экономили стране в конечном итоге свыше 28 миллионов народных рублей, укротив, аппетиты обнаглевших беспечных деятелей, заставив их в дальнейшем на всем этапе строительства рационально использовать все ресурсы. Чинуши из Турксиба хорошо получив по шапке, однажды до того перестарались в выказывании своей рачительности и хозяйственности, что в целях «экономии», чуть не оставили Алма-Ату без прямого пролегания магистрали. Хорошо что хоть здесь, у них хватило той малой толики здравого смысла, просчитать, что сегодняшняя экономия в 2 миллиона рублей, растворится в первый год начала эксплуатации железной дороги. Но все же, они не могли иметь видение на десятилетия вперед, и охватить всю перспективу проекта комплексно, погнав составы, по степным буранным полустанкам и верблюжим колючкам. В дальнейшем своем дневнике, Юсуп еще не раз отметит горемычность, неэффективность и бестолковость управленцев из НКПС: «Видел пустые новосибирские вагоны, опаздывающие на сутки поезда.» Чтобы охватить всю картину в целом нужно было иметь незаурядные, способности, которые напрочь отсутствовали у людей принимающих судьбоносные решения для Советской страны.
Однажды по приглашению Юсупа на Иссык-куль приезжают его Московские друзья, известный литератор того времени, который входил в ближайший круг поэта Владимира Маяковского, Осип Брик со своей гражданской женой Е.Соколовой, Об этой истории мы подробнее остановимся позже. Сейчас же мы приведем лишь небольшой отрывок, из письма Осипа Брика, находящегося на берегу горного озера, Лиле Юрьевне Брик. По мнению современных академических кругов, это лучшая историческая реклама Иссык-кулю и его рекреационным ресурсам:
«….Здесь очень хорошо. Есть все что надо для летнего отдыха: 1)Солнце, воздух и вода, 2)горы, 3)фрукты, 4)продукты, и 5)чудная погода.
Вот как Юсуп отмечал в своем дневнике это время:
Далее в дневниковых записях есть уникальные «Турксибские» заметки, связанные с тем, как Юсупу Абдрахманову пришлось дальше продолжить борьбу, теперь уже за отрезок Турксиба: Фрунзе-Токмак.
19/VII -28 г. «Немного о пережитом.
23.VIII. «Прибыл в Москву с опозданием на 4 с половиной часа. Это возможно только в Советском Союзе. Это характеризует состояние нашего железно-дорожного транспорта. Плачевное состояние. Что дальше? Аллах вeдaeт» …………
24VIII. Был в предстве. Узнавал о делах. Плохо. Особенно плохо с веткой. У работников предства о ветке - безнадежной пессимизм. Был еще у одного москвича. Узнавал о московских делах. Неважно. Внутрипартийное положение, положение в стране и международное - не сулят ничего хорошего. Придется... воевать*………..
25VIII. Опять был в предстве. Хотел повидаться с Рудзутаком. Его нет, в городе. Думал о том, что нужно пойти к Сталину, а потом раздумал, лучше поговорить сперва с Рудзутаком, и если результаты получатся отрицательные - тогда, нужно к Сталину………..
27 VIII. Был у Рудзутака. Договорился о том, что ветка будет включена
5.I Х В УОС и НКПС выяснили, что ветка включена в план строительства и что НКПС будет настаивать в необходимости строительства. Приятно думать, что в этом тебе повезло. С утра добивался свидания с Хинчуком и не добился. Его в учреждении нет……….
12. 1Х В 8 утра был у Бориса и до 11 часов просидел у него. Печатали мою фотокарточку. В одиннадцать часов пошел на заседание президиума ЦИК Союза. Встретил там т.Рудзутака. Опять говорил с ним о ветке. Нового нет ничего - он за ветку. Был там еще Каганович, этот закон¬ченный бюрократ, беспринципный, держиморда. Еврейский народ дал немало талантов революции, но дал еще и этого...,
I3.IX Заседание президиума Госплана отложено до 21. Сегодня еду
I6.IХ Завтра в СНК РСФСР рассматривается бюджет РСФСР и в том числе Кирг АССР - по фондам. Поэтому я сегодня поспешно покинул Ленинград
17.IX.28 г Москва Напрасно торопился, Дело, по которому я вернулся в Москву отложено и на неопределенное время……..
20.IX
День принес большую неприятность. Токмакская ветка из числа титульных попала в число без титульных. Другими словами это означает, что завтра она может быть снята с очереди строительства. Кто повинен не разберешь. НКПС ссылается на транссекцию Госплана последняя на НПКС. Качка во всем и нет уверенности ни в чем. С утра до вечера бегал по этому вопросу. Все с кем бы я не говорил относятся к этому вопросу с достаточной прохладой.
22.1Х Утром был в ЦК и познакомился с постановлением Политбюро ЦК о Токмакской ветке. Политбюро ограничивает срок строительства ветки от Фрунзе до Токмака в течение 28-29 гг. Выписку не дали. Но я так хорошо запомнил формулировку, что когда вышел из ЦК написал для себя на клочке бумаги - "предрешить вопрос о постройке ветки от Фрунзе до Токмака в течение 28-29 гг." - лучшего не нужно желать. Это постановление состоялось 3 ноября 1927 года. Когда на заседании президиума Госплана Союза дал такую справку Квиригину он был не доволен. С 11 утра до 3 сидел в Госплане. Для защиты дали всего 10 мин. Это время я постарался использовать для того, чтобы доказать экономическую целесообразность и политическую необходимость строительства ветки и, включения в число титульных веток. Работнки НКПС и Предства говорят, что моя речь была блестяща в смысле деловитости и убедительности приводимых аргументов. Может
24.IX
25.IX
26. IX Утром был на засед.През.ЦИК Союза. Встретился с Рудзутаком и опять говорил о ветке" Дублицкому* дал поручение по целому ряду вопросов, подлежащих разрешению в Москве Хороший он, Дубл. работник. Было бы совсем не плохо, если бы некоторые работники любили Киргизию столько, сколько он. А этого нет. Для моих соотечественников - Киргизия не страна о которой нужно заботиться, которую нужно любить, для которой нужно работать, а только объект, база личного благоустройства. В этом несчастье моего народа.
5.Х (Пятница) Фрунзе. Работал в СНК: Продолжал прием наркомов и кооперативных работников. С животноводческой кооперацией плохо. На мертвой точке. Были у меня Шаров* и Иванов*. Говорят, что они имеют распоряжение НКПС, о подготовке к строительству, Токмакской ветки, но, по их подсчетам не хватает 700.000 рублей для доведения линии до ст.Канта. Решил поставить вопрос перед 3еленским, чтоб он при поездке на пленум ЦК добился до ассигнования. Не добьется - придется опять ехать самому и обивать пороги больших людей. Неприятная обязанность…..
20.Х Ташкент. Утром был в пред-ве. Получил телеграмму от Якупбаева о том,
25.Х Ташкент Сформулировал проект постановления Испкоммисии САБ ЦК о дополнительном отпyске средств на строительство Токмакской ветки. Говорил с Уполномоченным ВКП (б). т. Мохряковым по поводу телеграфной линии на Дмитровку и телефонной станции и во Фрунзе. Договорился с Болдыревым* относительно командировки Геннузена* для консультирования Пятилетки по бюджету……..
3.ХI. Фрунзе Кабинет СНК. Обычная работа и вдруг:.. т.-ма о том, что ко¬миссия СНК, Союза - Шмидта постановила: отсрочить на год строительство Токмакской ветки . Послал молнию - т-му протеста на имя Рыкова и Сталина. Выйдет ли из этого что-нибудь, не известно. Вероятно, игра проиграна. Скверно. Целый день спрашивал себя, - является ли это случайностью? Нет. Нашли резать где? - по живому телу отсталой республики.
4.ХI С утра был на заседании секретариата ОК ВКП(б). Утвердили Уполномоченных по проведению кантпартконференции Я же "yполномочен"-защищать еще раз Токмакскую ветку в ЦК, получил предложение АПО. ОК написать статью к 11-ой годовщ.Октября. В 12 ч. начался засед.СНК.
Далее дневниковые записи прерываются в 1928, и начинаются вновь, только в 1930 году. В 1930 году, Абдрахманову уже удалось довести половину маршрута ветки до Канта, в переводе с киргизского сахар. Этот населенный пункт станет первенцем сахарной промышленности в Киргизии. |